В 1825 году вышел первый выпуск «Альманаха сказок для сыновей и дочерей образованных сословий». Гауф планировал выпускать альманах ежегодно. Но успел издать лишь три выпуска. Каждый из них был построены по стандартному принципу. Здесь присутствовали затейливые истории, которые друг другу повествуют люди, сведенные судьбой по случайности. Среди таких людей, купцы, путешествующие в караванах по пустыням, которые желают скоротать свое время на длительных стоянках. Среди них — невольники, которые обязаны развлекать историями александрийского шейха, и постояльцы из подозрительной харчевни, расположенной в Шпессарте, которые вынуждены бодрствовать всю ночь, дабы разбойники не настигли их врасплох. Сказки Гауфа словно причудливое ожерелье – бусины в нем нанизаны на одну нить, однако каждая из бусин имеет свою уникальную неповторимость, каждую из них возникает желание неторопливо рассмотреть, наслаждаясь красотой и очарованием ее.
Рассказчики в альманахе сменяют друг друга – все они люди умудренные опытом, хоть и молодые, они хитры, но простоваты, они могут быть отважными, а могут наоборот – трусливыми. В их памяти воспроизводится вереница из прихотливых образов — нежных, величавых, устрашающих, порой смешных и забавных. Внимательные слушатели, а после и сам читатель забывает о том, что такое скука, грядущая опасность или давешнее горе.
Действие сказок переносит нас то в изысканный Багдад, то в самый запустелый и захолустный городишко Германии, то в пустыни Аравийского полуострова, то в дремучие леса Шварцвальда. Сам Гауф мало успел попутешествовать по миру, он никогда не покидал родной Европы, однако очень тонко сумел описать пряный быт Востока, осязаемый и убедительный, равно как и нравы его родной Швабии. Примечательно, что современники сказочника в общем-то благосклонно приняли сказки Гауфа, видя в нем достойного последователя Гофмана. Однако все же критиковали его как раз за те моменты, которые очень достойно стали оценивать последующие поколения.