Социальная проблематика, всегда присутствовала во всех сказках Андерсена. Так ей отведено довольно значительное место в сказке о Большом и Маленьком Клаусах. Здесь автором еще вначале неслучайно объясняется, что первого Клауса именовали Большим, так как он имел четверо коней, а второго звали Маленьким, так как он обладал только одним конем. С точки зрения фольклора, который использует Андерсен, братья различны тем, что один из них старший, а второй — младший. Писатель особо заострил внимание на социальном аспекте в произведении. У Андерсена отнюдь не короли с принцессами побеждают простолюдинов, а солдату удается перехитрить короля с королевой и всеми их придворными в всем известном «Огниве», а, к примеру, бедная Дюймовочка наотрез отказывается выходить замуж за богатого, но не любимого ею, крота.
Однако истинный демократизм Андерсена более четко отмечен в схеме его изобразительных средств. Короли, королевы и принцессы автора ведут себя как самые заурядные и обычные люди. Так «Принцессе на горошине» король сам отворяет ворота, а королева застилает дочкину постель. В «Огниве» и королева, и король, и все их придворные идут в город на поиски креста, которым был обозначен вход того дома, где проживал бедный солдат. В «Свинопасе» король самолично нанял нищего принца, чтобы тот пас свиней, и тот же король ходил по дому в изношенных туфлях. Принцесса в сказке «Дикие лебеди», во имя спасения братьев, выполняла тяжелую работу крестьянки, плетя крапивные нити, а после рубашки для братьев.
Снижение авторитета властителей мира до уровня простых мещан или даже крестьян может свидетельствовать о том, что идея самой королевской власти утратила во многих сказках Андерсена некое величие и ореол неприкосновенности, которые дна самом деле сопутствует каждому властителю. Король может быть по-настоящему смешным в его бессилии, как, к примеру, король в сказке «Дорожный приятель», и отталкивающим в непомерном чванстве, как король из «Нового платья короля».