Немецкий сказочник Вильгельм Гауф считается совершенным гением, которому не было определено развивать свой литературный талант. Его произведения, написанные легко и без усилий, уже при жизни Гауфа вызывали полемику. Его обвиняли в поиске быстрого успеха на писательском поприще и следовании веяниям моды, вместо того чтобы углубиться в высокую литературу. Тем не менее, а скорее всего, именно поэтому в первую очередь люди вспоминают его сказки.
Вильгельм Гауф родился 29 ноября 1802 года в Штутгарте. Когда ему было всего семь лет, скончался его отец. После этого его семья переехала в Тюбинген, в дом деда. Больше всего в этом доме Гауфу нравилась богатая библиотека, он читал все подряд. Из-за стесненных финансовых обстоятельств Гауфу пришлось изучать теологию и философию.
При жизни Гауф считался прежде всего романистом. Его «Странички мемуаров сатаны» и «Лихтенштейн» прославили Гауфа как писателя. При этом тот факт, что он пишет сказки, многие из которых входят сегодня в сокровищницу мировой литературы, не воспринимается всерьез. На волне интереса к реализму жанр сказки практически не находит отклика у читателей. И тогда Гауф издает старомодную сказку в модной форме альманаха, рассчитывая таким образом привлечь внимание взрослых покупателей к детской литературе.
Опубликованные в альманахе сказки имеют очень разную направленность. Вместе были опубликованы приключенческое «Спасение Фатимы» и детективные «Корабль-призрак» и «История об отрубленной руке», волшебная сказка «Калиф-аист» соседствует с шотландской сагой о пещере Стинфолла. Но центральное место в альманахе занимают, безусловно, «Маленький Мук», «Карлик Нос» и «Холодное сердце».
Эти сказки не только отражают отношение самого Гауфа к людям, но и общественные реалии того времени. Несмотря на присутствие волшебства, в сказках присутствуют элементы, прямо противопоставленные основному веселому настроению произведения, а именно негативное, насмешливое отношение окружающих к людям, чем-то отличающимся от них самих.
Только малая часть произведений является исключительно плодом фантазии Гауфа. Он постоянно обращался к различным источникам, а затем развивал сюжет соответственно своим взглядам и чувствам. Густав Шваб писал: «Талант его очень ярко проявился в сказках. Несмотря на то, что идеи многих из них не принадлежат ему, сказки являются венцом творений Гауфа».