«Лесная старуха», или, в некоторых переводах, «Старуха в лесу», является одной из сказок братьев Гримм, причем не принадлежит к числу самых известных их творений. Конечно, сюжет сказки довольно схож с некоторыми другими, здесь также не обошлось без магии и колдовства, однако, если внимательно вчитаться в «Лесную старуху», можно заметить немало очень глубоких психологических моментов, которые составляют ее подоплеку. Что касается непосредственно сюжета, во время следования через лес на людей напали разбойники, в живых осталась только служанка, которая совершенно не знала, куда ей дальше идти. Ей помог голубь, который принес ключи, а ими можно было открывать тайные двери в деревьях, а за дверями скрывались приют, еда и платье. Голубь, разумеется, был волшебным, и умел разговаривать. Однажды он рассказал служанке о лесной старухе, которая жила в избушке в самой чаще. После рассказа он обратился к девушке с просьбой, а она, повинуясь, отправилась выполнять поручение.
Ей нужно было прийти в избушку лесной старухи, которая, как и присуще сказкам, является ведьмой, и забрать у нее самое простое кольцо, причем не говорить при этом ни слова. В конечном итоге кольцо было добыто, но девушка не знала, что с ним делать, поскольку голубь пропал. Расстроенная, она села отдохнуть у дерева, и неожиданно оно превратилось в королевича. Он поведал ей свою историю о том, как его заколдовала лесная старуха, и рассказал, что именно кольцо помогло ему снова стать человеком. Финал сказки о лесной старухи традиционен: служанка и спасенный ей королевич поженились и жили долго и счастливо.
О символической нагрузке данной сказки ведутся дискуссии не только среди литературоведов, но и среди представителей профессии психолога. В особенности их занимает вопрос о том, что именно символизирует голубь, и некоторые склонны полагать, что он является своеобразным олицетворением духовной сущности человека. Что касается другого значимого символа, а именно кольца, то оно выступает своего рода связью между осознанностью и подсознанием, кроме того, по мнению некоторых, служит как средство прерывания так называемого комплекса маминого сынка. Иными словами, сюжет этой сказки можно интерпретировать бесконечно.