«Стаканчики Богоматери» — это одна из легенд, которые были опубликованы братьями Гримм в сборнике «Детские легенды». Сборник этот был опубликован в 1819 году. В отличие от других произведений всемирно известных братьев-сказочников, это творение никогда не было опубликовано на русском языке, как считается, из цензурных, а также религиозных соображений, хотя, по сути, данная легенда является вполне безобидной, если не относиться к ней предвзято и не искать подтекста в каждом слове. В целом, в названии этой легенды фигурирует один из самых скромных цветков, а именно вьюнок, которому она и посвящена. Причем не столько самому цветку, сколько тому, откуда, собственно, и пошло название этого растения.
Сама легенда, записанная и впоследствии опубликованная братьями Гримм, повествует о некоем бедняке, который, не в силах более вести тяжело нагруженную бочками с вином повозку по ухабистому полю, оказался среди полей в почти что безвыходном положении. Все его попытки сдвинуть тяжелую повозку с места не увенчались успехом, поскольку не только он, но и лошади, впряженные в нее, выбились из сил. В то время, когда бедный возница почти уже смирился со своей участью пропасть в полях, рядом вдруг появилась Богоматерь, которая предложила свою помощь в обмен на утоление жажды. Поскольку подходящей посуды под рукой у бедняка не нашлось, она протянула ему цветок, который он и наполнил вином из своей повозки. В тот самый миг, как Богоматерь сделала первый глоток, повозка бедняка тотчас же начала двигаться. Считается, что именно это и дало полевому вьюнку его разговорное название «стаканчик Богоматери».
Разумеется, если рассматривать эту легенду исключительно с точки зрения религии, то содержание ее может показаться возмутительным. Однако, как ни странно, в католических странах «Стаканчики Богоматери» не вызвали никакого отторжения или возмущения среди верующего населения. Все зависело, скорей всего, от того, что на содержание ее смотрели просто-напросто под другим углом. В первую очередь, внимание обращалось на помощь бедняку, а не на что-то другое. Кроме того, данная легенда просто-напросто является красивым объяснением возникновения народного названия полевого цветка.